Техосмотр в 2020: придётся ходить пешком?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Совсем скоро техосмотр превратится из фикции за 1000 ₽ в действующий механизм. Задумка благая, будут ли проблемы с реализацией? Страховщики бьют тревогу, операторы предлагают ввести временный мораторий.

Техосмотр по новым правилам начнёт работать с 8 июля 2020 года. Каждая станция, получившая аккредитацию, не сможет выдать лишнюю диагностическую карту: их количество будет строго ограничено. Не получится и пройти ТО на аварийном автомобиле, и уж тем более — вообще не являясь в техцентр.

Каждую машину будут фотографировать 3 раза, перед въездом в сервис, после выезда и в процессе диагностики, причём с привязкой к геолокации. Вроде бы всё хорошо и на 99% исключает коррупционные схемы. Особенно если вспомнить, что декабре с подачи прокуратуры Мурманска было закрыто 19 сайтов, через которые продавались диагностические карты онлайн.

 

Экспертов на всех не хватит

Ранняя реформа может превратиться в катастрофу. Чтобы получить допуск к работе, все операторы ТО должны быть переаккредитованы с обязательным осмотром пунктов представителями РСА.

Сейчас в стране 5200 операторов — это 5200 визитов. Возможно, что страховщики найдут достаточно специалистов и разошлют их по командировкам, но это огромные финансовые затраты. Сейчас такой вариант и невозможен: на всех экспертов просто не хватит.

Проблема есть и в стоимости процедуры, которая сейчас варьируется от 300 ₽ до 1000 ₽. Этих денег недостаточно, чтобы содержать технику и выплачивать зарплаты экспертам. Не говоря уже о переоборудовании. Стоимость техосмотра необходимо повысить в разы. Не потому, что кто-то хочет на этом заработать, а  в целях компенсации трат.

Если же цену не поднимать, операторы откажутся от проведения техосмотра, и из 5200 пунктов останется в лучшем случае половина. А надо сказать, что уже сейчас этих 5000 явно не хватает. Схема, которая сейчас существует лишь на бумаге, став реальностью приведёт к появлению колоссальных очередей. И вот тут уже пойдёт в ход коррупция: «места» начнут продавать, также как и скорость движения в очереди.

 

Платишь больше — ждёшь дольше

По предложению одного из операторов может быть введен мораторий, о сроках которого не говорит. Если этого не сделать дороги в один миг станут намного свободнее: нет техосмотра, значит не будет и полиса ОСАГО, а без этих документов выезд на дорогу запрещен. И пусть пока штраф всего 800 ₽. Водителя же ещё надо «поймать» за это нарушение, с чем прекрасно справятся камеры, которые с нового года начнут следить за любителями езды без ОСАГО. Десяток штрафов любого автомобилиста заставят пересесть на общественный транспорт.

Но что делать, если этот автомобилист законопослушен и готов честно пройти ТО на полностью исправной машине? Пройти его при нынешнем положении дел будет крайне сложно, а ценник возрастёт минимум в 3 раза. Этот вопрос уже поднимался в Госдуме. В ноябре депутаты рассмотрели законопроект о полной отмене техосмотра для личных машин, но отклонили его уже во втором чтении. 

Количество ДТП с участием старых авто растёт. При этом в Госдуме забыли о том, что большинство недавних резонансных аварий происходили с участием автобусов, и не из-за технических проблем. Однако есть национальный проект, цель которого: к 2024 году число аварий снизить в 2 раза, а смертность при ДТП — в 3,5. И обязать водителей платить больше, простаивая в очередях, куда проще, чем сделать дороги безопасными.

Игорь Яворский