Чёрные списки ГИБДД: чем грозит «китайский опыт»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

О том, что ГИБДД готовит «чёрные списки водителей», подтвердилось на высшем уровне. Сейчас в МВД заняты разработкой единой электронной платформы, своего рода базы данных, в которую будут внесены все злостные нарушители. Идея вроде бы хорошая. Но если копнуть поглубже, окажется, что пострадают от этого абсолютно все автовладельцы.

Итак, что за списки? В них внесут не только лихачей и тех, кто уже один или несколько раз был лишен водительских прав. По словам представителей МВД, «чёрным» может оказаться любой водитель, который за год собрал более десятка штрафов. К ним присоединятся те, кто либо не оплачивает штрафы вообще, либо делает это с приличной задержкой. Причём речь идёт как о гражданах РФ, так и работающих здесь иностранцах.

Предполагается, что появление базы первым делом ударит по наёмным водителям: тем, кто управляет маршрутками, автобусами, грузовиками и так далее. В ходе собеседования сотрудники транспортных компаний сразу смогут понять, стоит ли иметь дело с такими людьми. 

 

Без вины виноватые

Безопасность превыше всего, это понятно. Но дело в том, что в ход снова идёт «палочная система». То есть речь не о серьёзности нарушений, а об их количестве. В Москве огромное количество комплексов видео- и фотофиксации, поэтому в чёрных списках может оказаться любой водитель. Достаточно пару раз не пропустить пешехода, выехать на обочину, двигаясь по МКАД, повернуть из второго ряда направо или налево, «промахнуться» с платной парковкой. Всё — вы уже злостный нарушитель.

Пример из жизни: на Авиационной улице в столичном районе Щукино жители дома №68 всегда парковались вдоль дороги. Знаки, запрещающие остановку, появились однажды поздно ночью, машины были эвакуированы, на утро знаки исчезли, а потом их установили снова, но уже в другом порядке. В Москве до сих пор полная вакханалия с дорожной разметкой (не говоря уже о том, что происходит зимой, когда её скрывает снег и грязь), поэтому оказаться крайним может любой автомобилист.

Однако проблема не только не в самом подходе к созданию единой базы нарушителей. Дело ещё и в том, что она будет публичной. А это уже похоже на нарушение «Закона о персональных данных». Но и на этом не всё. Отстранение от участия в пассажирских и грузоперевозках фигурантов «чёрного списка» — лишь вершина айсберга.

Депрессия? Добро пожаловать в пешеходы

Напомним, что на данный момент в самом разгаре находится реформа ОСАГО. И страховщики получат возможность расширять коридор базового тарифа. Как в пользу снижения стоимости полиса, так и в пользу её увеличения. Неоднократно говорилось о том, что таким образом СК смогут на законных основаниях сделать страховку «золотой» для любителей не только летать на красный, но и парковаться, где не надо.

Дальше — больше. У вас открытый полис ОСАГО. Один из водителей, двигаясь на вашей машине, совершил несколько нарушений. Потом другой. Не специально, зазевался, не заметил знаков. Но собственник и страхователь — вы, поэтому добро пожаловать в «списки». То же самое касается машин, зарегистрированных на юридическое лицо.

И в МВД не готовы ответить на вопрос: как быть тем, кто «встал на путь исправления»? Предположим, определенный автовладелец в 2018 году 15 раз нарушил правила, а в 2019 — один раз, став более аккуратным. Исчезнет ли в таком случае его фамилия из базы данных? Ясно другое: кто там появится против своей воли. В ГИБДД также хотят получить доступ к данным Минздрава, чтобы дополнить список теми, кто состоял на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере (для этого вполне достаточно диагноза «депрессия» или «паническое расстройство»), или проходил лечение, в ходе которого запрещено управлять автомобилем. Ещё раз: эти данные будут публичными. То есть доступными абсолютно для всех.

Получается, что мы идём строго по китайскому пути. В КНР давно существует «социальный рейтинг». И чем ниже в нём человек оказывается, совершив ряд незначительных нарушений, тем меньше у него шансов получить кредит на выгодных условиях, купить квартиру в ипотеку, в конце концов — даже билет на самолёт. Кстати, отличный вариант для российских банков. Зачем выдавать автокредит по минимальной ставке человеку, который постоянно нарушает правила, когда эту ставку можно взвинтить до небес?  

Игорь Яворский

Рассчитайте ОСАГО прямо здесь: