Что такое электронное урегулирование убытков по ОСАГО и как оно работает?

Что такое электронное урегулирование убытков по ОСАГО и как оно работает?

Раньше, чтобы получить возмещение ущерба, потерпевший должен был ехать в офис страховой компании — писать бумажное заявление.

15 июля 2023 года вступил в силу закон от 14.07.2022 № 327-ФЗ. Теперь автовладельцы после оформления европротокола могут отправить заявление страховщику онлайн. Все остальные этапы можно также пройти дистанционно, без визита в страховую компанию. Как работает электронное урегулирование убытков и в чем его преимущества, читайте в статье.

Почему ввели электронное урегулирование убытков по ОСАГО

Закон об ОСАГО один для всех. Но и страховщики, и водители применяли его по-разному.

Некоторые страховые компании недобросовестно выполняли обязанности по возмещению вреда, например:

  • Не представляли акт осмотра автомобиля. Водители были не в курсе ― какие детали нуждаются в ремонте, а какие в замене;
  • Не представляли данные о ремонте. Автовладельцы не знали, как принять автомобиль после ремонта;
  • Месяцами вели переговоры с потерпевшим, чтобы затянуть, а то и вовсе не выплачивать компенсацию за ущерб. Для общения страховые компании использовали разные способы связи: телефонные звонки, sms-уведомления, письма. Проверить, получила ли страховая компания бумажные документы, было сложно. Доказать, что страховщик нарушил сроки ― непросто.

Чтобы получить возмещение ущерба водители вынуждены были жаловаться на страховые компании в Роспотребнадзор или идти с иском в суд. Жалоб и исков было много.

Непорядочными бывают и автовладельцы. Некоторые водители специально отправляли документы в дальние офисы страховщика, а потом заявляли, что страховая компания затянула с компенсацией ущерба и требовали с нее дополнительные выплаты.

Как работает электронное урегулирование убытков

С 15 июля на Госуслугах доступно электронное урегулирование убытков по ОСАГО.

Теперь водитель после оформления электронного европротокола может отправить страховщику заявление через личный кабинет на Госуслугах. Также документы можно отправить через мобильное приложение или сайт страховой компании, если она внедрила сервис онлайн урегулирования.

До 2025 года страховщики встраивают такие функции добровольно. А с 2025 года сервисы онлайн урегулирования обязаны внедрить все страховые компании.

В личном кабинете на Госуслугах формируется полный пакет документ, предусмотренный законом об ОСАГО. Дублировать документы в бумажном виде не нужно. Если водитель отправит все необходимые документы, то считается, что страховщик принял заявление. Если какой-то документ будет отсутствовать, то автовладелец получит уведомление.

Все дальнейшее взаимодействие между страховщиком и водителем будет проходить через личный кабинет.

По соглашению сторон осмотр автомобиля также может быть проведен дистанционно. Вот как задуман процесс:

  1. Автовладелец отправляет страховой компании фото- и видеоматериалы, сделанные на месте происшествия. Фото и видео должны быть хорошего качества. В противном случае страховщик не учтет незаметные повреждения.
  2. В течение 20 дней после отправки всех документов, предусмотренных законом, водитель получает компенсацию. Если страховщику понадобится время на проверку информации, то срок увеличивается, но не более чем на 20 дней.
  3. По выбору автовладельца деньги поступают на банковский счет или почтовым переводом. Наличные выплаты не предусмотрены.

Если страховщик не проводит дистанционный осмотр, тогда его придётся пройти на станции.

Теперь по авариям, оформленным по европротоколу, автовладельцы вправе выбирать: воспользоваться электронным урегулированием или обычной, прежней формой. А у страховщиков права выбора нет. Если документы от водителя поступят через Госуслуги, то страховая компания обязана рассмотреть их в порядке электронного урегулирования.

В чём преимущество электронного урегулирования для водителя

При подаче документов онлайн водитель:

  • Правильно оформит документы. На Госуслугах сформированы требования к содержанию и пакету документов;
  • Сэкономит время, ему не придется ехать в офис страховщика;
  • В установленный срок получит возмещение ущерба. Все документы, отправленные страховой компании, будут храниться в личном кабинете. Страховщик не сможет сослаться на отсутствие какого-либо документа и затянуть с выплатой.

Остерегайтесь мошенников

В интернете могут появиться сайты-агрегаторы для заполнения заявлений в страховые компании. Там с водителя потребуют данные банковских карт, а потом уведут с них деньги.

Чтобы не попасть в руки мошенников, отправляйте заявления только через Госуслуги, в мобильном приложении или на сайте своего страховщика.

Источники:

  1. ФЗ от 14.07.2022 № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  2. ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Надежда Шорохова, юрист

Понравилась статья?
Оценок пока нет
Поделиться

Страхование Cherehapa