Езда без ОСАГО: когда и как это закончится

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Любителям езды с липовыми полисами ОСАГО скоро придётся несладко. Власти давно обещали, что дорожные камеры смогут определять в потоке машины без автогражданки, и тестовый период наконец-то подошёл к концу. Разбираемся, как это будет выглядеть.

О том, что камеры начнут фиксировать не только превышение скоростного режима и еще ряд нарушений, но также и езду без ОСАГО, впервые заговорили несколько лет назад, более того, неоднократно запускались утки, что это нововведение уже работает. Но это не так. 

Более года систему настраивали, после чего запустили в тестовом режиме. То есть нарушения фиксировались, но штрафы не оформляли.

Купить ОСАГО

В РСА поясняют, что сейчас «информационные письма рассылаются тем автовладельцам, данных о полисе ОСАГО которых нет в АИС РСА. Эти письма рассылает ЦОДД. Штрафы по этим письмам не назначаются. Они пока носят исключительно информационный характер».

Как это работает? Камера отсылает полученные данные в базу ГИБДД, оттуда сведения направляются в информационный центр РСА, и только там уже начинается сверка. Делается это электронным путем, без участия человека, по госномерам. Если в базе РСА за автомобилем не закреплён действующий полис ОСАГО, информация переходит в Центр организации дорожного движения (ЦОДД), и там уже готовят письмо-требование. Сейчас. А скоро будут просто выписывать штраф. Автоматически. 

Сколько таких камер? В системе задействовано 15 тысяч «электронных полисменов». Результаты за лето впечатляющие: более 700 тысяч нарушителей! И это только в Москве. Несложно догадаться, что в регионах их будет намного больше, учитывая нелюбовь жителей малых городов к оформлению ОСАГО и трудности с получением полисов. Предполагается, что изначально информацию о наличии автогражданки будут считывать только часть камер. Потом в течение года-двух, к работе подключат все существующие камеры в Москве.

Наказание на первый взгляд несерьёзное. Согласно статье 12.37 КоАП, если за руль застрахованного автомобиля сел человек, не вписанный в ОСАГО, штраф равен 500 ₽. Если же страховки нет, она закончилась или попросту липовая, придется заплатить на 300 ₽ больше. И здесь возникают интересные вопросы.

  1. Как камеры смогут определить, кто именно управляет отдельно взятой машиной? Предположим, полис автогражданки оформлен по всем правилам. Но за руль сел приятель владельца, чьих данных в страховке нет. Штраф придёт? Нет, так как система сверится с данными РСА, «увидит» там действующий полис, и наказания не последует.
  2. Что насчёт липовых полисов? В Москве популярна услуга оформления лжеполиса за смешную сумму в 1500 ₽: он будет значиться в базе действующим, но выплат в случае ДТП по нему не последует. Система не сможет признать такого водителя нарушителем.
  3. Возникает вопрос о повторной ответственности, на который не могут ответить и сами страховщики. В июле парламент Кабардино-Балкарии внёс на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий лишение прав за повторную езду без автогражданки. Однако такими делами занимается исключительно суд: единственное, что могут сделать сотрудники ЦОДД — выписать штраф.

Ещё один вопрос: когда система заработает в полную силу в Москве, и когда перейдёт в регионы? Чёткого ответа нет ни у кого. По словам Игоря Юргенса, «на запуск в полноценную работу, безусловно, потребуется время». Какое именно — никто не знает. Известно лишь, что следующим после столицы к делу подключится Санкт-Петербург, потом Казань, и только после этого остальные крупные города.

Условные Смоленск и Челябинск могут спать спокойно, до поры до времени. А вот тем, кто ежедневно ездит по дорогам Москвы стоит, как минимум, проверить по базе РСА подлинность своего полиса: подделок очень много. И уж совершенно точно не стоит обходиться без автогражданки вовсе. Даже если опустить правовой, моральный и этический аспекты, это грозит колоссальными штрафами: десять камер равно десять «писем счастья». А это уже явно дороже самого полиса ОСАГО.

Игорь Яворский