Когда за ущерб, причинённый машине, страховая компания выплачивает автовладельцу денежную компенсацию, то полученной суммы может не хватить на ремонт машины. Особенно часто такое случается со старыми автомобилями. Причина в том, что при расчёте компенсации страховщики учитывают износ автомобиля, из-за этого сумма компенсации может снизиться до 50%.
Для рассмотрения в Госдуме подготовили законопроект, по которому страховщики будут выплачивать автовладельцам полную стоимость ремонта, без учёта износа машины.
Расскажем подробнее, как сейчас страховщики компенсируют причинённый ущерб и как законопроект предлагает действовать автомобилистам, если полученной от страховщика суммы на ремонт не хватит.
Как сейчас компенсируют ущерб от ДТП
Если автомобиль пострадал в аварии, то есть два варианта возмещения ущерба страховой компанией.
Первый вариант. Машину могут направить на ремонт в автомастерскую, с которой у страховщика заключён договор. Ремонт обязаны провести в течение 30 дней. Но в последние годы из-за ухода с рынка многих производителей и сложной логистики станции техобслуживания испытывают проблемы с запчастями. Достать оригинальные запчасти сложно, иногда их приходится ждать по несколько месяцев. Если ремонт затянется, то автовладелец вправе потребовать от страховщика уплатить неустойку, а страховщик потом взыщет её с автомастерской. По этой причине СТО отказываются работать со страховщиками и ремонтировать автомобили по ОСАГО.
Второй вариант. В большинстве случае страховые компании выбирают компенсировать потерпевшему ущерб деньгами. Но нередко бывает так, что суммы, выплаченной страховщиком автовладельцу, не хватает на ремонт машины. В частности, это случается из-за того, что при осмотре автомобиля могут пропустить скрытые повреждения и не учесть их при расчёте компенсации.
При расчёте суммы компенсации страховые компании учитывают износ (старение) автомобиля. Чем старше машина, тем меньше денег получит автовладелец от страховщика. Для расчёта страховой выплаты страховая компания может применить до 50% износа ― такой максимум износа установлен законом об ОСАГО.
Простыми словами, страховая смотрит, насколько изношены детали машины из-за возраста или пробега, и снижает сумму выплаты за эти детали, но не больше чем в два раза.
Например, если новая деталь стоит 200 000 ₽, страховая может «применить» износ и посчитать, что деталь стоит только 100 000 ₽ для выплаты. Этих денег часто не хватает на покупку новых запчастей, и тем более на восстановление машины до состояния, в котором она была до аварии. Автовладельцу приходится доплачивать своими деньгами. При этом стоимость ремонтных работ ОСАГО покрывает полностью.
Как будут компенсировать ущерб по новым правилам
В России разработали законопроект, который может заработать уже во второй половине 2025 года. Предполагается, что как и сейчас компенсировать ущерб автовладельцу страховщики будут либо в виде направления машины на ремонт, либо деньгами.
Появится ещё один вариант компенсации ― третий. Если автовладелец за повреждённую машину получил от страховой компании денежную компенсацию, отремонтировал машину в любом автосервисе по своему выбору, но ремонт обошёлся дороже полученной от страховщика суммы, то он может обратиться к страховщику за дополнительной выплатой.
Для этого водитель должен в течение 9 месяцев после получения компенсации предъявить страховщику документы об оплате ремонтных работ, показать восстановленную машину и потребовать от страховой компании доплатить за ремонт машины. То есть автовладелец сможет фактически получить сумму, которую страховщик ранее вычел за износ старого автомобиля, компенсацию он получит как за новую машину. Кроме того, можно получить доплату за скрытые повреждения, которые обнаружили во время ремонта.
Например, если водитель подтвердит документами, что ремонт старого автомобиля обошёлся ему в 200 000 ₽ и представит страховщику отремонтированный автомобиль, то страховая компания доплатит автовладельцу 100 000 ₽.
Плюсы и минусы нововведения
У законопроекта немало плюсов:
✅Выплаты владельцам машин существенно возрастут. Нововведение особенно важно для владельцев старых автомобилей, которым денег, полученных от страховой, на ремонт обычно не хватает.
✅По новой схеме водитель сможет сам выбрать автомастерскую, в которой он будет ремонтировать машину. Водитель может обратиться в автомастерскую, в которой он постоянно обслуживается, качеством услуг которой доволен.
✅При обращении водителя в выбранную им автомастерскую договориться о ремонте будет проще, поскольку жёстких рамок о сроках ремонта не будет.
✅Снизится количество споров между страховщиками и автовладельцами о компенсации ущерба.
✅Среди автомобилистов повысится доверие к страхованию ОСАГО. Полисы будут приобретать даже те автомобилисты, которые раньше их не покупали.
Но в нововведении могут быть и отрицательные моменты:
❌Страховые компании могут повысить базовые тарифы в пределах коридора, установленного Банком России, и полисы будут стоить дороже. Поскольку выплаты страховщиков увеличатся, то они будут вынуждены компенсировать убытки. Для автовладельцев, которые водят аккуратно, тарифы, возможно, останутся прежними;
❌Страховщики опасаются, что недобросовестные автовладельцы могут договариваться с автомастерскими о завышении стоимости ремонта, а потом делить с ними выплаты, полученные по страховке.
Надежда Шорохова