Вы решились на покупку б/у автомобиля. Теперь главное не получить ещё больше проблем. Весь автомобильный рынок делится на продавцов-частников, дилерские центры и автосалоны, к дилерам отношения не имеющие. Начнём с последних. Многие «серым» площадкам по продаже б/у авто верят. Всё официально, красиво, да ещё годовая гарантия на основные агрегаты! Но не стоит вестись на упаковку. Гарантия — красивая, но бесполезная бумажка. Потому что в документах, которые подписывал предыдущий владелец авто, прежде чем сдать его в автосалон на продажу, чётко значится: за скрытые повреждения несёт ответственность именно он.
Техническое состояние машин тоже оставляет желать лучшего. Пробег сматывается вдвое-втрое, потом — полировка и химчистка. Вуаля, вчерашнее корыто сияет как новый автомобиль.
Ещё один важный момент. В автосалонах, которые представляют собой клочок земли, арендованный на какой-нибудь стоянке, популярны «очень дорогие ДКП». Вы покупаете машину, подписываете договор купли-продажи. А потом с вас требуют 10.000-30.000 ₽ — именно столько стоит оформление ДКП, о чём написано на обратной стороне одного из листов. Звонить в полицию бесполезно.
Официально, но без гарантии
Вариант второй. Вы едете к дилерам. Машины, сданные в трейд-ин — хороший вариант. Но не идеальный. Половина таких автомобилей проходят комплексный осмотр, и вам по первому требованию предоставят диагностический лист. Другая половина поступает в салоны «как есть» — их осматривают поверхностно, и если явного криминала нет, ставят на стоянку.
Случай из жизни: девушка купила у дилера Kia 10-летний Peugeot 207. Про машину менеджеры толком рассказать не смогли. Но выглядела она отлично. Была оформлена сделка, новая обладательница выехала со стоянки и через 10 минут заглохла на обочине. На подмогу был выслан «специалист», который предложил вызвать эвакуатор. Вариант сдать машину обратно не обсуждался, ответом было: «Читайте внимательно договор и идите в суд». Хорошо, что в том случае обошлось заменой бензонасоса, а не чем-то более серьезным.
Однозначный плюс дилеров: то, что поступающие к ним автомобили проверяются на отсутствие юридических проблем. Но это не убережёт от скрученного пробега, находящегося при смерти мотора, не пойми кем и как окрашенного кузова. И самый минимум: от необходимости платить в ГАИ при постановке на учёт за смену номеров, ведь у автомобиля наверняка будет временно прекращена регистрация.
Как же быть, если даже официальные дилеры ничего не могут гарантировать?
Промзона вместо дома и лже-владельцы
Возвращаемся к частникам. Еще до осмотра машину определяем ряд четких критериев. Во-первых, авто должен иметь московскую прописку: чем больше город, тем больше развита в нем сеть современных квалифицированных автосервисов. Отсеиваем тех, что сняты с учёта или поменяли 10 владельцев за последние 5 лет.
Машина должна быть оформлена в ГАИ на того человека, который её продаёт. Для авто не старше 5 лет обязателен оригинал ПТС, дубликат – повод насторожиться. Проверить это просто: на первой странице документа, внизу указано, кем выдан паспорт. Если это таможня – всё хорошо. Если это отделение ГАИ – значит, перед вами уже не первый ПТС.
Проверьте историю автомобиля через «Автокод» и официальный сайт ГИБДД.
Внимание! Условных «Автокодов» существует множество, и только один из них настоящий, работает на базе сайта Московских госуслуг. Он бесплатный. Все остальные «тёзки» — платные, а информация там та же самая.
Но вспомним о ловушках. На ваш звонок отвечает девушка. «Да, я единственная владелица, с машиной всё супер, обслуживалась у дилера». А потом она называет адрес, проверив который в Google Maps, становится ясно, что это либо промзона, либо большое нежилое помещение. Никакой «девушки-единственной владелицы» на месте, конечно, нет. Машина есть – и её продаёт один из вышеупомянутых «салонов».
Есть другой вариант: вам называют реальный дом, но когда вы к нему подъезжаете, просят «перейти дорогу, там совсем рядом». Что именно находится «рядом», вы уже знаете. В 90% случаев женский голос по ту сторону трубки – гарантия именно такой ситуации. Настоящие автовладелицы обыкновенно просят помочь им с продажей машины своего мужа, бойфренда или знакомых, сами же с этим связываются редко.
Всё это отнюдь не значит, что надо бежать за новеньким «Рио». Достаточно знать несколько важных вещей:
- Машину искать у частных продавцов, либо в дилерских центрах.
- Если продавец – частник, то желательно, чтобы срок владения составлял не менее года.
- Всегда проверять машину через «Автокод». Для этого достаточно знать госномер (либо ВИН-код), номер и серию свидетельства о регистрации.
- Если трубку берёт девушка, при этом она не в состоянии внятно рассказать об автомобиле, это значит, что перед вами – «менеджер из автосалона».
- Обязательна проверка в профильном сервисе, который выберете вы, а не продавец.
Игорь Яворский