Третий лишний: как страховым компаниям поможет омбудсмен?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Эта новость для автомобилистов, которые не следят за изменениями на рынке автострахования, возможно прошла незамеченной. А зря. Теперь в спорах со страховыми компаниями появляется ещё один фигурант. И именно его мнение будет решающим. Не факт, что в пользу владельцев пострадавших в аварии «железных коней».

Водитель, чью машину разбили в ДТП, не всегда получает ту компенсацию, на которую рассчитывал. Особенно это касается тех, кто предпочитает передвигаться на стареньких иномарках. Статистика жестока: за год суды рассматривают более 300 тысяч исков к страховым компаниям от пострадавших. Результат: только за 2018 год СК вынуждены были выплатить своим клиентам более 15 млрд . Плюс ещё более 18 млрд в виде штрафов, пеней и неустоек. 

Здесь-то появляется финансовый омбудсмен, главная (и, пожалуй, единственная) задача которого — снизить нагрузку на судей. Именно к профильному специалисту должны теперь обращаться те, чьи автомобили по чужой вине превратились в груду «недвижимости». Это огромное количество дел рассматривать будет не один человек, а целый штат экспертов, над которыми и стоит страховой омбудсмен. Ему же будет достаточно поставить свою подпись под уже решённым делом. Остальное сделают сотрудники Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, созданную регулятором страхового рынка, Центробанком РФ.

Купить ОСАГО

Для сравнения: в Евросоюзе существуют такие же должности, на которых занимаются лишь надзорной деятельностью. И это, как правило, опытные юристы или судьи с хорошими резюме. Водители не обязаны обращаться за помощью к ним до суда, они могут пойти в суд сразу, если их не устраивает компенсация, назначенная страховщиками. В России же в обязанность страховому омбудсмену вменяется решить вопрос до суда.

Как это будет выглядеть в реальности? 

Начнём с дат. Отсчёт уже пошёл: с 1 июня 2019 года при спорах со страховыми компаниями страхователь должен обратиться к омбудсмену. Причём не имеет значения, о какой сумме компенсации идёт речь. Если в случае с остальными финомбудсменами (решающими споры граждан с банками, микрофинансовыми организациями и т. д.) порог ограничен полумиллионом рублей, то в случае с разбором ситуации страховыми арбитрами верхней планки просто не существует.

Итак, в ваш автомобиль кто-то «приезжает». Дальнейший алгоритм действий таков:

  1. Оповещаете о произошедшем свою страховую компанию;
  2. Отправляетесь на экспертизу, результатами которой недовольны (сумма компенсации слишком мала);
  3. Направляете претензию в свою страховую компанию, которая, в свою очередь, должна предоставить вам ответ в 10-дневный срок;
  4. Если вы получаете отказ в пересмотре дела или не получаете ответ вовсе, то тут-то и обращаетесь к страховому омбудсмену (ранее следующим этапом был суд). При себе необходимо иметь заверенную страховщиками копию претензии;

Бумаги следует отправить по почте, обыкновенной или электронной, а обращение будет рассмотрено в течение 15 дней. Если потребуется повторная экспертиза, то срок будет увеличен еще на 10 дней

  1. После этого омбудсмен (вернее, его аппарат) рассматривает дело и выносит решение. Если оно в вашу пользу, то пересмотру не подлежит и вступает в силу через 10 дней после подписания главным страховым уполномоченным. 

Страховая обязана сделать то, что было решено арбитром. Потому что омбудсмену подчиняются только те СК, которые внесены в специальный список Центробанка (десяток крупнейших игроков рынка). Остальные имеют полное право проигнорировать все старания подчинённых данного института. И вот только тогда пострадавший автовладелец отправляется отстаивать свою правду в суде.

Любопытно, что и сами страховщики не в восторге от появления новой фигуры. Ведь если омбудсмен вынесет решение в пользу страхователя, то за каждый такой случай СК вынуждена будет заплатить 45000 , равной средней выплате по ОСАГО — а это, согласно данным РСА за январь-апрель 2019  года, 66314

Что хорошо? То, что к омбудсмену нет необходимости являться лично, и для частных лиц его услуги бесплатны. В теории это поможет также избежать судебной нервотрепки и потерянного времени. 

Что плохо? Решать дела в столкновении автовладельцев со страховыми компаниями будет ставленник РСА. Во многих случаях это может стать лишь ещё одним временным бременем для автомобилиста: сначала страховая (отказ), потом омбудсмен (снова отказ) и только потом суд (возможно, что не один).

Теоретически хорошая практика, перенятая у западных соседей, рискует превратиться в банальный стоп-фактор для тех, кто надеется возместить свои убытки, понесённые в ДТП. Почему тогда недовольной стороной выступают представители всех крупных СК? Кому новая практика решения споров по ДТП принесёт больше пользы, а кому вреда, покажет только время.

Игорь Яворский