Кто решает, где ремонтировать машину по ОСАГО

После ДТП потерпевший водитель прикидывает: «Как страховая компания по ОСАГО возместит мне вред, деньгами или отправит машину на ремонт? А если отправит на ремонт ― на какую СТО? Вдруг отремонтируют плохо, автомобиль будет в худшем состоянии, чем до аварии, или затянут с ремонтом, ходи пешком несколько месяцев? Может, можно попросить страховщика отправить машину на хорошо знакомую мне СТО, где запчасти всегда в наличии, ремонтируют качественно и быстро?».

Рассказали, в каких случаях по закону страховая компания выплачивает денежную компенсацию, а в каких отправляет машину на ремонт, кто выбирает СТО и отвечает за срок и качество выполненного ремонта.

Ремонт или денежная компенсация

Если в аварии пострадал автомобиль физлица, то в первую очередь страховая компания предлагает потерпевшему ремонт автомобиля на СТО.

Ремонт ― приоритетный способ компенсации по ОСАГО.

Случаи, когда страховщик может возместить ущерб деньгами, перечислены в законе об ОСАГО.

Автовладелец может получить денежную компенсацию, если:

  • Автомобиль невозможно восстановить.
  • Потерпевший погиб в ДТП.
  • В результате аварии потерпевшему причинён тяжкий или средней тяжести вред здоровью и он выбрал денежную компенсацию.
  • Потерпевший-инвалид в заявлении выбрал денежную компенсацию.
  • Ремонт машины стоит дороже, чем максимальная выплата по ОСАГО.
  • Установлена обоюдная вина участников ДТП и потерпевший не готов доплачивать за ремонт. Подробнее о том, как заплатят по ОСАГО, если в аварии виновны оба водителя, можно почитать в отдельной статье.
  • Ни одна СТО, с которой работает страховщик, не соответствует установленным правилам и требованиям потерпевшего. К примеру, машина на гарантии, а у страховой компании нет договора с дилером.
  • Страховщик и потерпевший заключили письменное соглашение о денежной выплате.

Выплатить потерпевшему деньги или отправить автомобиль на ремонт ― это решает страховая компания с учетом всех обстоятельств страхового случая, степени повреждения машины и возможностей СТО.

Куда отправляют на ремонт

Страховая компания отправит машину на ремонт:

  1. В гарантийную мастерскую официального дилера, если в регионе есть его представительство и он сотрудничает со страховщиком по договору ― если автомобилю не старше двух лет.
  2. На аккредитованную станцию техобслуживания, с которой страховщик сотрудничает по договору ― если автомобилю больше двух лет. СТО должна располагаться не дальше 50 км от места аварии или от дома потерпевшего. Автосервис должен быть укомплектован специальным оборудованием, обученными сотрудниками и иметь разрешительные документы на проведение ремонтно-восстановительных работ. Ознакомиться со списком СТО, в которые страховщик направляет автомобили на ремонт, можно на официальном сайте страховой компании.
  3. В сторонний автосервис, который работает легально и выдаёт документы о выполненных работах, но с которым у страховщика договора нет. Потерпевшим нечасто удаётся договориться со страховщиком о таком ремонте.

Почему ремонт бывает некачественный или затягивается

Автомастерская должна привести автомобиль в то же состояние, в каком он был до аварии. Срок ремонта ― 30 рабочих дней с момента поступления автомобиля на СТО. С согласия автовладельца срок может быть продлён.

Если потерпевший недоволен качеством ремонта, он вправе потребовать от страховой компании устранить недостатки. А если ремонт затягивается, то со страховщика можно взыскать неустойку ― 0,5% стоимости компенсации за каждый день просрочки.

Потерпевший перечисляет свои требования в претензии и направляет её в страховую компанию. Если страховщик откажется выполнить требования, то потерпевший пишет жалобу финансовому омбудсмену, а потом идёт в суд. Кроме того, недовольный потерпевший может пожаловаться на страховщика в Российский союз автостраховщиков (РСА) или в Центробанк.

В последнее время многие страховые компании не могут соблюсти 30-дневный срок, установленный для ремонта автомобилей, и попадают на неустойки. Качество ремонта тоже часто страдает. Бывает, деталь нужно было заменить, а её всего лишь покрасили или, например, без согласия автовладельца вместо новых запчастей поставили б/у. Растёт количество жалоб на ремонт по ОСАГО в Центробанк, РСА, суды завалены исками к страховым компаниям от потерпевших в авариях.

В большинстве случаев причины некачественного или затянувшегося ремонта кроются в дефиците запчастей и трудностями при ремонте машин. После введения недружественными странами экономических санкций, разрыва логистических цепочек, проблем с расчётами за поставленные запчасти достать некоторые детали очень сложно. Иногда запчасти приходится ждать по несколько месяцев. Довольно часто из-за сложностей с поставками автозапчастей страховщики вынуждены вместо ремонта выплачивать потерпевшим денежные компенсации.

Что предлагает Центробанк РФ

Банк России предлагает разрешить автовладельцам самим выбирать СТО для ремонта машины по ОСАГО, но при условии, что они сами будут отвечать за свой выбор. Если водитель сам выберет автосервис и страховщик по его просьбе отправит туда машину на ремонт, то в случае проблем с качеством или сроками ремонта водитель не сможет предъявить претензии страховщику. Автомастерскую он выбирал сам ― сам и будет за это отвечать.

Центробанк надеется, что нововведение поможет решить проблемы с ремонтом автомобилей по ОСАГО, снизит количество жалоб и судебных разбирательств. Но пока Банку России нужно время, чтобы чётко прописать порядок применения новшества, условия, при которых страховщик может направить автомобиль на СТО, выбранную водителем.

Надежда Шорохова

Понравилась статья?
Средняя оценка 10 / 10 · 1 оценка
Поделиться

Страхование Cherehapa