После аварии страховая компания может направить автомобиль на ремонт либо компенсирует стоимость ремонта деньгами. В случае ремонта есть риск, что автомастерская отремонтирует машину некачественно. Расскажем, что предпринять, куда обращаться, чтоб не пришлось ремонтировать автомобиль в другом месте за деньги из своего кармана.
Проследите за передачей автомобиля в ремонт
Чтоб не получить на некачественный ремонт, будьте бдительны при передаче автомобиля в сервис.
После того как страховая компания отправит вас в автосервис проследите, чтобы СТО правильно составила акт приёма-передачи машины. В акте должны быть:
- Информация об автовладельце и его машине
- Перечислены и точно описаны все повреждения, полученные в аварии
- Дата и цель передачи машины в автомастерскую
- Сведения о СТО
Акт подписывают обе стороны и проставляется печать автомастерской.
Прежде чем подписать акт внимательно осмотрите автомобиль и проверьте, не пропустили ли в акте какие-либо повреждения, подлежащие ремонту. Кроме того, акт может содержать условие о том, что вы согласны на использование б/у запчастей или на неполный ремонт ― не подписывайте акт, если с этим не согласны.
Что такое некачественный ремонт
После ремонта автомобиль должен быть в том же состоянии, в каком он был до ДТП. Ремонт можно назвать некачественным, если при приёмке автомобиля обнаружили, например, что:
- СТО выполнила не все работы
- Вместо одних работ сделали другие. К примеру, деталь нужно было заменить, а ее всего лишь покрасили
- Между деталями имеются зазоры отличные от тех, что были до аварии
- Качество покраски низкое: краска нанесена неровно, отличается по цвету, легко отстаёт, имеются неокрашенные элементы
- Без согласия автовладельца вместо новых запчастей поставили б/у
- В работе машины появился нехарактерный шум
Что делать, если после ремонта обнаружили недостатки
Когда будете получать отремонтированный автомобиль, тщательно его осмотрите: Проверьте, все ли повреждения устранили. Не бойтесь придираться ― вам потом ездить на этом автомобиле.
Если выявите недостатки, сразу укажите на них сотрудникам автосервиса, попросите устранить. Если сотрудники СТО откажут, то прямо из автомастерской свяжитесь по телефону или в чате со страховщиком ― именно он несёт ответственность за качество проведённого ремонта.
Не торопитесь подписывать акт приёма-передачи. Подписывая акт, вы подтверждаете, что все работы выполнены качественно, претензий у вас нет. Если ремонт провели некачественно, подробно пропишите в акте все выявленные недостатки.
Если проблему на месте решить не удалось и вы забрали машину из автомастерской, проведите независимую экспертизу проведённого ремонта. Эксперт подтвердит или опровергнет, что ремонт был проведён некачественно. В случае подтверждения недостатков эксперт определит стоимость их устранения.
Если экспертиза подтвердит, что ремонт сделан некачественно, то вы сможете взыскать стоимость экспертизы со страховщика. Если же экспертиза не выявит недостатков, то оплачивать ее будете из своих денег.
Направьте страховщику претензию
Поскольку ответственность за некачественный ремонт несет страховая компания, отправьте ей претензию. Если вы сразу решите пойти в суд, то судья не будет рассматривать исковое заявление, если не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора ― автовладелец не отправил страховщику претензию.
В претензии подробно опишите недостатки ремонта и перечислите свои требования: провести повторный ремонт или выплатить денежную компенсацию, чтобы вы сами устранили недостатки. Также можете просить страховщика компенсировать расходы на проведённую независимую экспертизу. К претензии обязательно приложите документы, которые подтверждают ваши доводы ― фото, акт приема-передачи с вашими замечаниями, заключение независимой экспертизы.
Претензию в страховую компанию можно передать:
- В офисе страховщика. В этом случае попросите сотрудника, который примет документы, проставить на вашем экземпляре претензии штамп о принятии, дату и подпись
- По почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением
- По электронной почте
В случае рассмотрения претензии страховая компания проведет осмотр машины в присутствии автовладельца и представителя СТО, которая выполняла ремонт. Если страховщик согласится с требованиями автовладельца, то выдаст направление на повторный ремонт или выплатит денежную компенсацию и автовладелец самостоятельно отремонтирует машину.
Куда жаловаться, если страховщик отказал
Если страховая компания отказалась удовлетворить претензию или не отреагировала на неё, то придётся идти в суд. Но рассмотрение дела в суде может затянуться. Чтобы ускорить решить проблемы можно пожаловаться в органы, которые контролируют страховщиков:
Обратитесь к финансовому уполномоченному
Если решили идти в суд, то прежде чем подать иск обратитесь к финансовому уполномоченному. Для споров со страховщиками это обязательный этап досудебного урегулирования. Автовладелец может обратиться в суд только после того как получит отказ от финансового уполномоченного.
Подать обращение можно через сайт финансового омбудсмена. Он бесплатно рассмотрит заявление и даст ответ.
Идите в суд
Если решение финансового уполномоченного не устроит, то придётся обращаться в суд. К иску обязательно приложите документы, которые подтвердят, что вы пытались решить проблему в досудебном порядке ― претензию к страховщику и ответ финансового уполномоченного. По спорам об ОСАГО платить госпошлину при подаче иска в суд не нужно.
Подробнее о том, как судиться со страховой компанией, мы рассказали в отдельной статье.
Надежда Шорохова