Страховая история по ОСАГО: что это и где её посмотреть

Прежде чем продать автовладельцу полис ОСАГО, страховая компания знакомится с его страховой историей. Чем хуже страховая история водителя, тем дороже ему обойдется полис ОСАГО.

Что такое страховая история? Где автовладелец может ознакомиться со своей страховой историей и как ее улучшить? На эти вопросы ответим в статье.

Что такое страховая история

Страховая история ― это характеристика водителя, в которой содержится информация о его поведении на дороге и взаимодействии со страховыми компаниями ― сколько раз страховщики компенсировали ущерб, причиненный в ДТП по вине водителя.

В страховой истории автовладельца хранятся сведения:

  • Обо всех договорах ОСАГО, которые он заключал, даты их действия. Страховщик может увидеть насколько ответственно относится автовладелец к покупке полиса ОСАГО ― всегда ли оформлял страховку, есть ли перерывы в страховании.
  • О страховых выплатах пострадавшим в ДТП, виновником которых стал водитель ― сколько было таких выплат, какой ущерб был причинен.

Благодаря страховой истории страховщики могут оценить степень риска, связанного с заключением договора с конкретным водителем, вероятность наступления страхового случая. Когда страховщик видит плохую страховую историю, то он рассуждает так: если страховые компании уже много раз возмещали ущерб, причиненный водителем, то велика вероятность, что и в будущем придется выплачивать компенсации.

Как страховая история влияет на покупку полиса ОСАГО

Страховая история помогает страховщику оценить риск наступления страхового случая в отношении конкретного водителя и влияет на стоимость полиса ОСАГО. Каждому водителю страховщики делают индивидуальное предложение, которое зависит от его прошлого поведения на дороге.

Если водитель становился виновником аварий и страховые компании возмещали пострадавшим ущерб, то:

КБМ (коэффициент бонус-малус) водителя возрастает и полис становится дороже. Чем чаще водитель становится виновником аварий, тем выше будет его КБМ и наоборот, чем больше безаварийный стаж, тем ниже КБМ. Если аварии происходили не по вине водителя, то на КБМ они не отразятся.

Информацию обо всех виновниках и страховых выплатах страховщики отправляют в Российский союз автостраховщиков (РСА). Каждый год, 1 апреля, КБМ всех водителей пересчитывают ― повышают или понижают в зависимости от количества страховых выплат по авариям, случившихся по вине водителя.

Почитайте ещё → На сколько подорожает страховка ОСАГО после ДТП

Базовый тариф по договору страхования будет выше. Базовый тариф зависит от множества разных факторов: типа транспорта, цели его использования, статистики ДТП в регионе, а также от «портрета» самого водителя. Для страховщика водитель с неблагоприятной страховой историей — это повышенный риск. Ведь по его вине с большей вероятностью может случится ДТП и тогда придётся возмещать ущерб пострадавшему. К безответственному водителю страховая компания применит высокий тариф.

Базовый тариф — это «стартовая» цена для полиса. Её умножают на коэффициенты и получают итоговую стоимость ОСАГО. Пределы тарифного коридора установлены Центробанком.

Тарифный коридор ОСАГО в 2025 году:

  • Легковые авто физлиц — от 1 646 до 7 535 ₽
  • Легковые авто юридических лиц — от 852 до 5 722 ₽
  • Такси — от 1 490 до 15 756 ₽
  • Мототранспорт — от 259 до 3 043 ₽
  • Грузовые ТС массой до 16 тонн — от 930 до 11 921 ₽
  • Грузовые ТС массой свыше 16 тонн — от 1 752 до 14 957 ₽
  • Автобусы до 16 пассажирских мест — от 1106 до 6823 ₽, свыше 16 пассажирских мест — от 1382 до 8526 ₽, маршрутные автобусы — от 2700 до 10 202 ₽.

Почитайте ещё → Почему ОСАГО стоит по-разному в страховых компаниях

Некоторые страховщики, увидев перед оформлением полиса слишком негативную страховую историю, могут заявить водителю, что у них внезапно зависла программа или кончились бланки полисов. То есть страховщик фактически откажется продать полис проблемному клиенту, порекомендует ему рассмотреть услуги другой страховой компании.

Почитайте ещё → Что делать, когда отказывают в ОСАГО, и законно ли это

Где посмотреть свою страховую историю

Каждый водитель может самостоятельно ознакомиться со своей страховой историей по ОСАГО на сайте Национальной страховой информационной системы (НСИС). Автовладелец может отследить всю информацию о страховках, которые он приобретал, даже если он покупал их у разных страховщиков, посмотреть информацию о страховых случаях и выплатах. Все сведения можно получить моментально и бесплатно.

Чтобы получить доступ к своей страховой истории, автовладельцу нужно действовать так:

  1. Зайти на главную страницу НСИС
  2. Перейти в блок «Получить страховую историю»
  3. Авторизоваться. Можно войти через Госуслуги, также можно войти по ID, который предоставляют некоторые банки ― Сбербанк, Т-Банк, Альфа-Банк, ВТБ.

Автовладелец может проверить информацию, убедиться, все ли данные в базе верны. Если водитель в данных НСИС обнаружит ошибку, то может обратиться:

  • К своему страховщику, если ошибку допустил он.
  • В страховую компанию, в которой оформлял предыдущий полис, если ошибку допустили там.
  • Непосредственно в НСИС, отправив запрос в личном кабинете.

Если проблему с ошибкой в НСИС разрешить не удастся, то можно обратиться в РСА или в Банк России с просьбой помочь разобраться с ситуацией.

Как улучшить свою страховую историю

Чтобы улучшить страховую историю, вызывать доверие у страховщиков, автовладельцу нужно:

  • Своевременно оформлять полис ОСАГО, не допускать перерывов в страховании.
  • Ответственно относиться к вождению, соблюдать ПДД.
  • Возмещать ущерб потерпевшему без обращения в страховую компанию, если ущерб незначительный.

Помните, чем лучше ваша страховая история, тем дешевле вам обойдётся полис ОСАГО.

Надежда Шорохова

Понравилась статья?
Оценок пока нет
Поделиться

Страхование Cherehapa