Некоторые водители воспринимают полис ОСАГО просто как бумагу, без которой автомобиль не поставят на учет и сотрудники ГИБДД оштрафуют во время проверки документов. Не все знают, как выручает полис ОСАГО, если вдруг случится авария.
Что является страховым случаем по ОСАГО? Кто и сколько может получить после аварии? На эти вопросы ответим в статье.
Зачем нужен полис ОСАГО
ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть, покупая полис ОСАГО, водитель страхует не себя, не свой автомобиль, а жизнь, здоровье и имущество других людей и третьих лиц, которые могут пострадать по его вине. Если водитель станет виновником аварии, то при наличии у него действующего полиса ОСАГО ущерб пострадавшим возместит страховая компания.
Если у виновника ДТП в момент аварии не будет действующего полиса ОСАГО, то ему придется возмещать вред из своего кармана. Сумма ущерба может быть немаленькой. В случае отказа виновника возместить ущерб, пострадавший взыщет с него компенсацию через суд.
Чтобы не пришлось самому возмещать вред потерпевшим, у водителя всегда должен быть действующий полис ОСАГО.
Страховые случаи по ОСАГО
Страховым случаем по ОСАГО признают происшествие, когда водитель, у которого есть действующий полис ОСАГО, при управлении автомобилем, причинил ущерб:
- Жизни или здоровью другого человека
- Другой машине или имуществу третьих лиц (ограждениям, фонарному столбу и другим предметам)
Если ущерб причинен жизни или здоровью человека, то страховая компания выплатит потерпевшему до 500 000 ₽. Страховка покроет расходы на восстановление здоровья, пострадавшему компенсируют утраченный заработок на время лечения, протезирование. Размер страховой выплаты зависит от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего, эту информацию страховщик берет из медицинских документов. Сумму возмещения рассчитывают в соответствии с нормативами и правилами расчета, утвержденными Правительством РФ.
Если вред причинен другому автомобилю или имуществу третьих лиц, то потерпевший может получить компенсацию до 400 000 ₽
В случае повреждения имущества страховщик возмещает расходы на ремонт для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до аварии. В случае полной гибели имущества, потерпевшему выплачивают действительную стоимость имущества на день аварии за вычетом стоимости годных остатков.
Страховая компания возместит и другие расходы, которые понес потерпевший, например, связанные с:
- Эвакуацией автомобиля с места аварии
- Хранением поврежденного автомобиля
- Доставкой пострадавших в медицинскую организацию
Какие случаи не признаются страховыми
Перечень случаев, которые не являются страховыми, приведен в п. 2 ст. 6 закона об ОСАГО:
- Вред причинен при эксплуатации автомобиля, который не указан в полисе ОСАГО
- Пострадавшему причинен моральный вред или нужно возместить упущенную выгоду
- Вред причинен при использовании автомобиля в соревнованиях, испытаниях, во время учебной езды в специально отведенных для этого местах
- Загрязнение окружающей среды
- Вред причинен перевозимым грузом. При этом риск ответственности за его транспортировку подлежит страхованию по закону о соответствующем виде страхования
- Вред причинен жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей. В таких случаях вред возмещается по соответствующим законам
- Возмещение убытков работодателю, вызванных причинением вреда работнику
- Водитель транспортного средства вывел из строя этот транспорт, прицеп к нему, повредил перевозимый им груз
- Вред причинен при загрузке/разгрузке транспортного средства
- Повреждены или уничтожены предметы историко-культурного значения, антикварные предметы, ювелирные изделия, наличные деньги, ценные бумаги, произведения науки, литературы и искусства, другие объекты интеллектуальной собственности;
- Ущерб причинен пассажирам, которые пользуются услугами перевозчиков, если возмещение полагается по закону о страховании ответственности перевозчика
Как действовать после аварии
После аварии сотрудников ГИБДД можно не вызывать, а оформить европротокол, если:
- В аварии участвовали только две машины
- Между автомобилями был физический контакт
- Пострадали только машины участников ДТП. Ни люди, ни имущество третьих лиц (ограждения, столбы, бордюры) не пострадали
- И у виновника, и у потерпевшего есть действующий полис ОСАГО
- Между водителями нет разногласий об обстоятельствах аварии, виновнике и повреждениях машин
- Стоимость ремонта автомобиля, предположительно, не превысит 100 000 ₽. Если сделать фотофиксацию места аварии в мобильном приложении Госуслуги. Авто, Помощник ОСАГО, ДТП, Европротокол и между участниками аварии не будет разногласий по поводу ДТП, то лимит возмещения увеличат до 400 000 ₽. Если между водителями будут разногласия, то даже при наличии фотофиксации в приложении, лимит возмещения не превысит 100 000 ₽
Если хотя бы одно из указанных выше условий не выполняется, оформлять европротокол нельзя ― вызывайте сотрудников ГИБДД.
Подробнее о том, как действовать после ДТП, можно почитать в отдельной статье.
Как обратиться в страховую компанию после ДТП
Если после аварии оформили электронный европротокол, то он сразу попадает в базу Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и автоматически передается страховщику. Еще раз сообщать о ДТП страховщику не нужно.
В случаях, когда стороны заполнили бумажный европротокол или ДТП оформляли сотрудники ГИБДД, и виновник, и потерпевший, должны сообщить об аварии страховщику.
Потерпевший должен обратиться в свою страховую компанию, если выполняются условия для прямого возмещения убытков:
- В ДТП пострадали только машины. Люди и другое имущество (столбы, бордюры, ограждения) не пострадали
- И у пострадавшего, и у виновника аварии есть действующие полисы ОСАГО
Если эти условия не выполняются, то за возмещением ущерба пострадавший должен обратиться к страховщику виновника.
Подробнее о том, как обратиться в страховую компанию по ОСАГО после ДТП, мы рассказали в другой статье.
Надежда Шорохова, юрист