Автовладельцы заплатят за ошибки в ОСАГО

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Половина водителей даже не догадывается, что их полис ОСАГО «липовый». Такие неожиданные результаты показал эксперимент РСА. Мало того: недействительным теперь считается полис, содержащий любые ошибки. А это ой как ударит по кошелькам.

 

Половина полисов ОСАГО — поддельные

Эксперимент начали в 2019 году. Это совместный проект РСА и ГИБДД. Дорожные камеры «научили» сравнивать номера на автомобилях с базой данных ОСАГО от РСА. Владельцы автомобилей, информации о которых не нашлось в базе ОСАГО, стали получать письма с рекомендацией оформить полис.

Для начала тестирование провели на москвичах. Ещё в мае в МО выявили 730 000 автомобилей без полиса, а 5500 автовладельцев получили сообщения. Приходят они и тем, у кого уже есть полис.

Что делать в таком случае? Инициаторы эксперимента советуют обратиться в службу поддержки РСА.

И вот что выяснилось. Почти половина обратившихся в техподдержку были уверены, что их полис подлинный.

Проверка показала, что многие оформили поддельные полисы где попало, соблазнившись выгодной ценой. Чаще всего липовые страховки продают в «мобильных офисах», наскоро слепленных из старых автомобилей.

Владельцам таких документов светит компенсация убытков пострадавшей стороны в полной мере. А если учитывать последние изменения ФЗ «Об ОСАГО», такая же участь постигнет автомобилистов, если в их полисах ОСАГО есть ошибки.

Право на регресс и другие изменения в законе «Об ОСАГО»

1 мая опубликовали №88-ФЗ, который внес несколько изменений в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 2002 года. Все нормы вступили в силу 29 октября.

Одно из главных изменений для владельцев полисов — право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может потребовать, чтобы виновник ДТП вернул ей всё, что СК заплатила пострадавшей стороне.

Страховщик платит компенсацию, а после требует эту сумму у вас (если вы виновник). Это и называется регрессом. Официально его называют обратным требованием.

В предыдущей версии закона регресс был возможен в одном случае: если виновник управлял автомобилем в состоянии опьянения.

В поправках уточнили список поводов для регресса:

  • ошибки в полисе, вызвавшие необоснованное снижение стоимости;
  • отказ от освидетельствования на состояние опьянения.

Поправки несут несколько рисков для владельцев полисов ОСАГО:

  • Оформляя полис у сомнительного посредника, покупая «ОСАГО со скидкой», владелец железного коня рискует приобрести подделку.
  • Даже если оформляется настоящий полис, посредник может «якобы случайно» ошибиться при заполнении бланка. Подписывая документы, водитель берет на себя всю ответственность. А с посредника взятки гладки.

Защищён ли клиент, оформляя электронный полис ОСАГО?

В ст.15 исправленной версии ФЗ «Об ОСАГО» также появился пункт 3.2.

Его суть: если при оформлении договора обязательного страхования владелец авто дает неверные сведения или неполный комплект документов, страховщик обязан в день обращения указать ему на ошибки. Это правило распространяется на бумажные и электронные полисы.

Если при оформлении полиса онлайн вы ненамеренно ошибаетесь, система не позволит вам оплатить услугу. Сначала нужно будет исправить ошибки.

Но это никак не защищает от намеренных махинаций: например, если полис заполняет мошенник и указывает другой регион с более низкой ставкой.

 

Ошибся — компенсируй убытки сам. Справедливо?

Сэкономив 1000-2000 ₽ на покупке полиса у сомнительного посредника, владелец автомобиля может потерпеть убытки в сотни тысяч рублей. Ситуация, конечно, не в пользу водителей. С другой стороны, проблема возникает из-за двух причин:

  • Покупка полиса с подозрительно заниженной ценой (ниже, чем среднерыночная). В общем, халявы не бывает.
  • Отсутствие контроля данных. Вместо того, чтобы заполнить документы самостоятельно, процесс доверяют «третьему лицу». Например, уже упомянутому посреднику из офиса-фургончика.

Получается, что при поиске страховщика нужно быть особо осмотрительными. Иначе придется платить дважды: сначала за полис с ошибками, а после ещё компенсировать убытки страховщика. Совет напоследок банальный, но действенный: покупайте полис только в проверенных местах (и в виртуальном пространстве тоже).

Сергей Носенко