Произошла авария, в которой виновник — другой участник столкновения. Повреждения приличные, европротокол оформить не получится. Приезжает ГИБДД, водитель сообщает о случившемся страховую, а машину увозят на эвакуаторе. Дальше остаётся ждать денег. И вдруг оказывается, что страховщики насчитали минимальную выплату, которую не хватит и на половину предстоящего ремонта. Что делать? Рассказываем.
Не все знают, как обстоят дела с работой СК в части возмещения ущерба по ОСАГО. А ситуация такова, что «живые» деньги можно получить лишь в нескольких случаях:
- автомобиль разбит в «тотал» и сумма восстановления превышает стоимость самой машины
- владелец инвалид, в большинстве же ситуаций страховая компания отправляет автомобиль на ремонт
Правда и здесь есть несколько оговорок. Деньги выплатят, если:
- автомобиль младше двух лет, он гарантийный, а у СК не заключён договор с техцентрами, работающими с официальными дилерами этой марки
- ближайшая станция кузовного ремонта находится дальше 50 км (что весьма актуально для регионов)
- срок ремонт затянется больше, чем на месяц, или страховщик не выдал направление на него в течение 20 дней
Но предположим, что речь именно о денежной компенсации. На карту поступают деньги, и вы понимаете, что вместо условных 400 000 ₽ СК предпочла отделаться суммой вдвое меньше.
6 шагов к успеху
1. Напишите в страховую заявление с требованием выдать копию акта о страховом случае и ознакомить с результатами технической экспертизы
2. Отправьте страховщику заявление о разногласиях. Если оно подаётся в электронной форме, то ответ должен поступить в течение 15 дней
3. Обратитесь к финансовому омбудсмену. Именно он должен заниматься досудебным урегулированием споров между автовладельцем и страховой компанией.
Причём, если СК вообще не дала ответ на ваше заявление, можно не ждать и обращаться к омбудсмену сразу. Нужно зарегистрироваться на официальном сайте и подать заявку через личный кабинет. К ней обязательно надо приложить сделанные лично вами фотографии повреждений, ведь в ином случае омбудсмен будет основываться на фото, представленными страховой
Чаще всего отказывают именно из-за неправильного оформления документов. На этом этапе лучше подключить всю свою внимательность и ответственность.
4. Ждите. О принятии к рассмотрению вашего дела служба финансового уполномоченного уведомит в течение трёх дней. Еще 15 дней отдано на принятие решения. Плюс, возможно, ещё 10 дней – в случае, если понадобится дополнительная техническая экспертиза.
5. Если омбудсмен не дал ответ (что маловероятно), или вас его решение не устраивает, по истечении ещё 10 дней смело обращайтесь с теми же требованиями в суд.
6. На суде обязательно зайдет речь о повторной технической экспертизе, поэтому необходимо подготовить список СТО, которым вы доверяете, и отвергнуть аналогичные предложения со стороны страховой компании.
В дальнейшем остаётся запастись терпением и пересесть на общественный транспорт, поскольку суды завалены подобными делами.
Рассмотрение может затянуться даже на год (или ещё дольше).
При принятии судьёй решения в вашу пользу, вооружившись исполнительным листом, можно смело обращаться либо к судебным приставам, либо в банк, где зарегистрированы счета страховой компании.
Проиграть битву, выиграть войну
Если не повезёт в одном судебном учреждении, не стоит отчаиваться. Верховный суд уже высказал свою точку зрения: в качестве примера можно привести решение от 11 декабря 2018 года, в котором ВСРФ встал на сторону потерпевшего, недовольного суммой компенсации, полученной им от страховой компании.
В случае недобросовестных действий страховщика, автомобилисту придется нелегко. Судебный путь — долгий и тернистый. Поэтому остаётся лишь приветствовать появление должности омбудсмена. Как показывает практика, с его помощью спорные вопросы чаще решаются в пользу автовладельцев, а не страховых компаний.
Игорь Яворский