Ремонт по ОСАГО: как предлагают упростить жизнь потерпевшим водителям

Ремонт по ОСАГО: как предлагают упростить жизнь потерпевшим водителям

Последнее время страховщики затягивают сроки ремонта автомобилей, а то и вовсе вместо ремонта выплачивают денежную компенсацию. Автомобилисты, недовольные затянувшимся ремонтом или размером выплаченной компенсации, идут в суд. Количество исков к страховщикам в 2023 году резко возросло.

Чтобы разрешить эти проблемы ― повысить качество услуг страховщиков и снизить нагрузку на суды, Российский союз автостраховщиков (РСА) и служба финансового уполномоченного предложили изменить закон об ОСАГО.

Почему возникли проблемы с возмещением вреда по ОСАГО? Как изменения в законе помогут решить эти проблемы? Об этом расскажем в статье.

Как по закону об ОСАГО возмещают ущерб

Страховая компания заключает договор со станцией техобслуживания (СТО), по которому автомастерская обязана в течение 30 дней отремонтировать автомобиль и гарантировать качество сервиса. При ремонте машины СТО должна использовать новые детали.

Если нужных деталей в авторемонтной мастерской не окажется, то страховщик вместо ремонта выплачивает потерпевшему денежную компенсацию, за вычетом износа.

Почему возникли проблемы

В последнее время стало трудно находить нужные запчасти. Из-за этого многие страховые компании не могут уложиться в 30-дневный срок, установленный для ремонта автомобиля.

Проблемы возникли из-за того, что западные автоконцерны наложили ограничения. Иногда запчасти приходится ждать по несколько месяцев. Например, для автомобилей Honda, Mitsubishi, Lexus, Toyota, Kia детали ждут по полгода. Выход из ситуации пытаются найти с помощью параллельного импорта, но сроки поставок сильно увеличились. Подробнее о том, как долго ремонтируют автомобили по ОСАГО, мы рассказали в другой статье.

Из-за сложностей с поставками запчастей страховые компании вынуждены вместо ремонта выплачивать пострадавшим денежные компенсации. В 2023 году доля ремонта составила всего 2% от общего объёма возмещения.

Проблемами воспользовались недобросовестные юристы

Автовладельцы недовольны тем, что страховые компании не могут отремонтировать автомобиль в установленный срок. Суммы денежных компенсаций, которые страховые компании выплачивают автовладельцам вместо ремонта, также часто не устраивают потерпевших, они кажутся им заниженными.

Если у автовладельца возникли разногласия со страховщиком, то он должен обратиться с жалобой к финансовому омбудсмену.

Примерно в половине случаев финомбудсмен занимает сторону автовладельцев. Но некоторых автовладельцев не устраивают решения финомбудсмена, если он рассчитал сумму возмещения меньше, чем просит автовладелец или вовсе встал на сторону страховой компании. Недовольный автовладелец идет к юристам. Юристы предлагают автовладельцу обратиться в суд.

В прошлом году суды оказались завалены исками к страховым компаниям по взысканию возмещения по ОСАГО. Большинство исков связаны с трудностями поиска нужных автозапчастей. При этом в суд чаще обращаются не сами автовладельцы, а посредники-юристы.

Среди автоюристов встречаются как профессионалы, так и недобросовестные юристы. Как действуют недобросовестные юристы и какие проблемы возникают у автовладельца после взаимодействия с ними можно прочитать в отдельной статье.

РСА и финомбудсмен предложили изменить закон об ОСАГО

Российский союз автостраховщиков и служба финансового уполномоченного хотят снизить количество судебных разбирательств по возмещению вреда автомобилистам. Для этого они предложили внести изменения в закон об ОСАГО, прописав в нём, что если у страховой компании нет СТО с нужными деталями, то пострадавший автомобилист может предложить страховщику свою СТО для ремонта автомобиля, у которой эти детали будут в наличии.

Страховая компания оплатит ремонт, который проведёт СТО, предложенная автовладельцем. Если ни у страховой компании, ни у автовладельца не окажется СТО с необходимыми деталями, тогда страховщик выплатит пострадавшему денежную компенсацию за вычетом износа.

Если поправки примут в закон, то у автовладельца будет три варианта возмещения вреда:

  • 1-ый вариант: ремонт в СТО страховщика
  • 2-ой вариант: ремонт в СТО автовладельца, если у СТО страховщика не окажется нужных деталей
  • 3-ий вариант: выплата деньгами за минусом износа, если ни у страховщика, ни у автовладельца не окажется СТО с нужными деталями

РСА и служба финансового уполномоченного надеются, что после того как в закон об ОСАГО внесут изменения, качество и скорость работы страховщиков улучшатся и автомобилистам будет проще получить возмещение. Станет меньше поводов для обращения в суд и не будет злоупотреблений со стороны недобросовестных юристов.

Надежда Шорохова, юрист

Понравилась статья?
Оценок пока нет
Поделиться

Страхование Cherehapa